Личный кабинет
Имя посетителя:
Пароль:

 Запомнить меня
Забыли пароль?
Прислать свою новость 23 февраля, Воскресенье
 

Подшивка

Год: Arrow left Arrow right

Месяц: Arrow left Arrow right

Реклама

Общественное мнение

Как Вы оцениваете работу общественного городского транспорта?

 Отлично

 Хорошо

 Удовлетворительно

 Неудовлетворительно

 Не пользуюсь

Рубрики

 
Кто колпинцев лишил вокзала? Вначале - Хрущев, затем - железнодорожники...
Значение железной дороги столь велико в истории нашего города, что символическое ее изображение вошло, как известно, в герб Колпина, утвержденный 23 сентября 1881 г. Александром III. Две черные полосы в гербе изображают железнодорожные рельсы.

Дорога называлась Санкт-Петербурго-Московской. После смерти Николая I в 1855 г. ее переименовали в Николаевскую, а после революции она стала Октябрьской.

Строительство этой железной дороги началось в 1843 году. Первый поезд пришел в Колпино 9 мая (по старому стилю) 1847 года. В том же году был открыт наш первый «пассажирский дом». К сожалению, его изображение не сохранилось. Но путеводитель, изданный в 1858 году, повествует: «...паровоз, тяжело дыша, остановится со всем поездом перед красивым строением с широкой площадкой, окруженным несколькими другими зданиями, деревянными и каменными, и перед вами станция IV класса Колпинская». Итак, первый колпинский вокзал был построен не как-нибудь, а в виде «красивого строения». По сообщению краеведа Н.М.Левшиной, в книге «Очерк эксплуатации Николаевской железной дороги» (том I, СПб, 1894) есть план первого колпинского вокзала. В здании имелся общий зал, отдельное помещение для дам и кассы.

Вокзал перестраивался в начале 1890-х годов и был вновь открыт 1 сентября 1893 года. Центральную часть здания украшала деревянная резьба, что делало его похожим на дачные дома того времени. Появились пристройки, в которых разместились залы I и II классов, кабинет начальника станции. Одно из помещений занимал телеграф. На старинных фотографиях хорошо видно, что на рубеже веков у колпинцев было не просто вокзальное двухэтажное деревянное здание, но целый комплекс пристанционных построек, в том числе – каменных.

В годы Великой Отечественной войны немцы дотла разбомбили колпинский вокзал – так, впрочем, они поступали, в соответствии с логикой военных действий, со всеми вокзалами в городах, которые штурмовали фашистские войска.

Схема застройки послевоенного Колпина разрабатывалась в Ленниипроекте. Проект вокзального ансамбля был создан в мастерской архитектора М.Климентова в 1949 году. Статьи, посвященные его столетнему юбилею, публиковались осенью 2006 года в колпинских газетах. В том числе – в «Ведомостях колпинского городского Совета», где практически целиком был помещен большой очерк о нем, взятый из книги «Архитекторы Петербурга. Век ХХ», так что повторяться не стоит. Напомню лишь, что этому замечательному архитектору мы во многом обязаны красотой нашего города. В частности, именно он – автор дома со шпилем, который стал одним из символов Колпина, именно им создан величественный ансамбль привокзальной площади в духе так называемого сталинского ампира.

Но Сталин умер в 1953 году, и к власти пришел Хрущев. Он, как известно, был большим мечтателем, прожектером, и вообще – человеком горячим и увлекающимся. Полагаю – он искренне верил, что можно построить коммунизм. А какой же это коммунизм, если людям элементарного жилья не хватает! А почему не хватает? Да потому, что строятся слишком роскошные дома – с колоннами, никому не нужными шпилями, арками, скульптурами, лепниной на фасадах… Стены – толстые, потолки – высоченные… Поскромнее надо быть, товарищи! Давайте построим как можно больше простенького жилья, чтобы переселить людей из бараков и коммуналок!

Таков был ход его мыслей, что и привело к появлению в 1955 году совместного постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР «О преодолении излишеств в архитектуре и строительстве». И перед Климентовым тут же захлопнулись все двери, поскольку он был в числе тех архитекторов, которые творили, не боясь «излишеств». Создание целого ряда спроектированных им жилых домов в Колпине успели завершить, но проект вокзала пришлось положить под сукно. И очень жаль, поскольку задуманный Климентовым ансамбль жилых кварталов и вокзала в Колпине мог бы превзойти по гармоничности и красоте привокзальный ансамбль в соседнем Пушкине (архитекторы Е.Левинсон и А.Грушке).

По всей стране, как грибы, вырастали малоэтажные (чтобы сэкономить на лифтах!) «хрущобы». Кстати, к их проектированию причастен архитектор Виталий Лагутенко, дед известного ныне лидера группы «Муммий Троль» Ильи Лагутенко. Экономили на всем: толщина наружных бетонных стен – восемь сантиметров, внутренних перегородок – четыре сантиметра. Слышимость в результате – прекрасная: можно понять, о чем беседуют в соседней квартире. Шутка Аркадия Райкина (а может, кого-то из тех безымянных негров, которые писали ему репризы и из которых вышел в люди один Жванецкий): «О! Сосед в ванну зашел! О! Моется! О! Шею моет!..» Совмещенный санузел тут же получил прозвище «гаванна», что означало – гальюн плюс ванна (название кубинской столицы Гаваны не сходило в те годы со страниц газет). Никаких балконов, а тем более лоджий: излишество!

Но люди тогда были счастливы и такому. Свидетельствует космонавт Георгий Гречко: «Того, кто хрущевки хает, я готов вызвать на дуэль. Потому что делает это тот, кто не жил в общежитии, кто не снимал углы в частном секторе. Да, в хрущевках были низкие потолки, да, совмещенный санузел. Там сквозь стены в дождь лилась вода. Но это была своя квартира, а не кровать в общежитии, не комнатка в чужом доме, где тебе всё запрещают» («Московские новости» № 25, 2007). К тому же было обещано: жилье – временное, срок эксплуатации – четверть века. Вот заживем получше – будем строить более комфортабельные дома.

Обещанные сроки давно прошли. И хотя быстро выяснилось, что «хрущобы», действительно, дешевле сносить, чем капитально ремонтировать, во многих городах они до сих пор стоят. Латанные-перелатанные. К тому же в ходе эксплуатации выявился еще один их недостаток: тонкие стенки приводят к огромным потерям тепла. Но об этом в ту пору, когда газ, электричество и горя чая вода стоили копейки, мало кто задумывался. Обменять квартиру в хрущевке невозможно – разве что на такую же дыру. А вот «сталинские» квартиры до сих пор котируются при обмене. Но это так, к слову.

Вернемся к неосуществленному проекту колпинского вокзала. Вместо величественного здания, спроектированного Климентовым, построили, да и то далеко не сразу, деревянный вокзальчик, обогревавшийся круглыми печами. Впоследствии, в 19741979 гг. были построены два каменных здания: со стороны площади – с кассами, с противоположной (восточной) стороны – с кассами, залом ожидания и туалетом.

Трудно понять, зачем в ходе недавней «реконструкции» потребовалось полностью уничтожать эти далеко еще не дряхлые здания. Наверное, правы те, кто полагает, что с точки зрения руководства Октябрьской железной дороги Колпино не является городом. Это, якобы, всего лишь один из рядовых спальных районов Санкт-Петербурга. А районам вокзалы не положены: только платформы. Укрыться от непогоды негде. Туалет построили для кассиров, но не для пассажиров. Складывается впечатление, что всех нас считают зайцами (не только в переносном, но и в прямом смысле слова – за людей не держат), и главная цель реконструкции, в ходе которой исчез вокзал, – отловить этих зайцев, а там – хоть трава не расти. Чем меньше строений, тем дешевле, а в чистом поле заяц далеко виден...

Кстати, по моим наблюдениям, зайцы в электричках все-таки есть. Как они борются с турникетной системой – и знал бы, да не сказал. Следующим логическим шагом борьбы с ними будут, возможно, овчарки и колючая проволока под напряжением…

Сейчас создалась очень благоприятная для железнодорожников ситуация: из-за пробок на Колпинском и Московском шоссе ездить в город автобусами и маршрутками становится все сложнее. Казалось бы, надо пользоваться этим – бороться за то, чтобы как можно больше пассажиров хотели пользоваться электричками. А для этого создавать для них все удобства, построить давно задуманную платформу Колпино-2, а главное – никогда не нарушать графиков движения, ибо нет ничего обиднее, чем явиться на платформу вовремя и узнать, что твой поезд отменен, а следующего ждать полтора часа. Но что мы видим вместо этого?

Горькая ирония судьбы: именно железнодорожники своими руками разрушили вокзал со 160летней историей в крупном городе, в гербе которого есть железнодорожная символика! Говорят, какой-то крупный ж/д начальник искренне недоумевал, зачем колпинцам зал ожидания?! Мол, надо приходить на платформу за пять минут до отхода электрички – и никаких проблем! Страшно далеки они от народа… Они не понимают, что пассажир может опоздать (хотя бы из-за того, что на наши автобусы надежда плохая), а если даже и успеет – электричку могут отменить.

Текст этой статьи я первоначально «обкатал» в интернете. Из полученных откликов процитирую два:

Юрэк: Один из современных примеров наплевательства дорвавшихся до власти чиновников на местных жителей и российских людей. Мгновенная прибыль для быстрейшего обогащения – единственное руководство к действию современной власти. Простые люди для них – глупая масса грязного быдла, которые «пусть вкалывают и платят за всё, а красота и удобство не для них».

Виктория: Ужасный вокзал! Действительно, вокзалом его не назовешь! Такое могли придумать только те люди, которые там не живут и не пользуются им. Если бы электропоезда хотя бы вовремя по расписанию ходили. Каково стоять на морозе, ожидая эту злосчастную электричку, а она может и на час опаздывать. Вспоминаю, когда были сильные морозы, в старенький вокзал набивалось народу как селедок в бочке, чтобы хоть как-то согреться. Как теперь стоять на этой ужасной продуваемой платформе, не представляю. Очень горько понимать, что чиновникам нет никакого дела до простых людей. Ладно, они не привносят ничего хорошего в жизнь людей, так хотя бы не ломали созданное до них! Каждый день я еду с этого вокзала и возвращаюсь туда же, и каждый день поражаюсь этому творению! Руки бы поотрывать этим проектантам за такое...

В последнее время нередко высказывается идея – вернуться к отвергнутому проекту Климентова и построить задуманный им вокзал, который достойно замкнет ансамбль привокзальной площади. Разумеется, воспроизвести лишь внешний облик здания – ведь эскизы сохранились. А всю внутреннюю «начинку» спроектировать заново в соответствии с современными требованиями.

Мечтать, конечно, не вредно. Но если не внушать руководству Октябрьской дороги мысль о необходимости вокзала в Колпине – так ведь и останемся с носом. То бишь – с одними турникетами.

Октябрьская дорога обещает в этом году установить на «вокзале» лишь туалет. Ни зал ожидания, ни навесы над платформами (по всей их длине) не предусмотрены.

Михаил МАТРЕНИН

Печать

Коментарии к статье: Кто колпинцев лишил вокзала? Вначале - Хрущев, затем - железнодорожники...
Имя*
(max. 18 символов):
E-mail:
Текст сообщения*
(max. 450 символов, осталось :
 
Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением авторов публикаций. Ответственность
за достоверность рекламы несут рекламодатели. При использовании материалов и сведений,
опубликованных на этом сайте, гиперссылка на источник обязательна.
Свидетельство ПИ №2-7118 от 5 марта 2004 года.
Учредитель-издатель: ООО "Редакция газеты"


Создание сайта