Личный кабинет
Имя посетителя:
Пароль:

 Запомнить меня
Забыли пароль?
Прислать свою новость 19 мая, Воскресенье
 

Подшивка

Год: Arrow left Arrow right

Месяц: Arrow left Arrow right

Реклама

Общественное мнение

Как Вы оцениваете работу общественного городского транспорта?

 Отлично

 Хорошо

 Удовлетворительно

 Неудовлетворительно

 Не пользуюсь

Рубрики

 
Из города К в город К
      В канун Дня Победы группа колпинцев совершила автобусную экскурсию в Кронштадт. Наши города многое связывает. Оба родились по воле императора Петра. И цель их возникновения – общая: обеспечить безопасность новорожденной столицы российской империи, защитить ее со стороны Балтики. Для этого на лесопильной водяной мельнице Адмиралтейских Ижорских заводов пилили сосны для первых кораблей российского флота, а на острове Котлин строили крепость и устанавливали артиллерийские батареи. Датой возникновения Кронштадта считается 7 (18) мая 1704 года, когда состоялось освящение крепости Кроншлот. Петр любил давать городам иностранные, заковыристо звучащие имена, тщась таким немудреным образом приобщить неграмотную Русь к европейской культуре. Он даже русскую крепость Орешек (какое дивное название!) переименовал в Шлиссельбург, сиречь – Ключ-крепость. Дословно, в переводе с немецкого, кроне – корона, штадт – город, поэтому Кронштадт – Коронный город, или, если угодно, Город-Венец. Первоначальное название Кроншлот – это КрепостьВенец, но по-голландски. А название острова народная этимология возводит к слову «котел». Якобы Петр обнаружил висящий над костром котелок с похлебкой, оставленный драпанувшими с острова шведами. На гербе города изображены этот котелок – и маяк. С большим островом Котлин соседствует цепочка малых рукотворчению Патриарха всея Руси выступил митрополит Крутицкий Николай.[ 6] Это была первая официальная встреча представителя духовенства Русской Православной Церкви с бойцами и командирами Красной Армии. Вторая на более высоком уровне состоялась 30 марта 1944 года в Москве. Нет, не по инициативе и без поддержки Сталина. Ее организовал председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР Г. Г. Карпов, осуществлявший в то время связи между правительством и Патриархом. На приеме присутствовали: от военного совета бронетанковых и механизированных войск Красной Армии - генерал-лейтенант Н. И. Бирюков, от Русской Православной Церкви - Патриарх Московский и всея Руси Сергий, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий и митрополит Крутицкий Николай. Долгие годы, в силу существовавшей внутренней политики государства, этот факт скрывался под грифом «секретно». Сегодня можно ознакомиться с краткой стенограммой речей на приеме. Они не содержат тайн, а всего лишь выражают единство чувств и стремление людей полярных мировоззрений, но скрепленных преданностью Родине в ее трудный час. [1] ГАРФ Ф.6991. Оп.2. Д.16. ЛЛ 43-49 [2] Сообщения из епархий // Журнал Московской Патриархии. 1943. № 2. С.30. [3] Сообщения из епархий // Журнал Московской Патриархии. 1944. № 5. С.26. [4] ЦАМО (ЦА Минобороны РФ). Ф. 364 гв. ТСап. Оп. 104.301. Д. 1. ЛЛ. 1-66. [5] Голубев В. С. Танковая колонна. Рукопись по материалам ЦАМО РФ. [6] ЦАМО. Ф. 364 гв. ТСап. Оп. 104301. Д. 1. Л. 66 ных островков, на которых в старину были построены укрепленные и вооруженные мощной артиллерией форты. Эта система обороны оказалось столь надежной, что за три века мимо фортов не смогло прошмыгнуть ни одно вражеское судно: если и проходили военные корабли – то только с мирными визитами. Пушки для фортов отливались, в том числе, на Ижорских заводах, о чем свидетельствует, в частности, название «Колпинская батарея» форта «Константин », недавно открытого для посещения туристами. Да и сам город относительно недавно, с 1996 года, открыт для туристов, что роднит его с Севастополем, куда в советское время было непросто попасть. И чисто внешне эти города схожи: бухты, пирсы, корабли, бескозырки моряков… Режим секретности облегчался тем, что до постройки дамбы в Кронштадт можно было попасть только водным путем. Между тем в этом городе находится около трехсот памятников истории, культуры и архитектуры, так что посетить его стоит. Многие технические новшества, в основном для военно-морского флота, были изобретены либо впервые созданы в Кронштадте: металлическая подводная лодка, торпеда, морская мина и прочее, не говоря уже об изобретении радио Поповым (вопрос достаточно спорный, о чем в Рунете можно найти содержательные статьи). Но ведь и колпинцам есть чем гордиться – первая отечественная корабельная броня, цельнометаллический пароход, танк-амфибия, блюминг, атомные реакторы для промышленных АЭС, ледоколов и подлодок, и многое другое – вплоть до современных нефтехимических реакторов, которые не умеет делать больше никто в России. И к судьбе нашего города, и к судьбе Кронштадта приложил руку неутомимый сподвижник Петра Великого Александр Меншиков: в Кронштадте даже сохранился его Итальянский дворец. А еще в Кронштадте работал Карл Гаскойн, впоследствии прославленный директор Ижорских заводов, осуществивший масштабную реконструкцию предприятия. А еще там работал архитектор Савва Чевакинский, разработавший генплан города после пожара 1764 г. И в нашем городе он тоже работал – именно ему, с очень большой долей вероятности, приписывают авторство Свято-Троицкого собора (увы, не пережившего войну). Главное же, что роднит наши города: они – единственные в окрестностях Ленинграда, куда за всю блокаду не ступала нога фашиста. Закономерно, что им присвоено звание «Город воинской славы»: Кронштадту – в 2009-м, Колпину – в 2011- м. Но, да не обидятся на это кронштадтцы, есть между нами существенная разница. Кронштадт – городкрепость на острове, с гарнизоном, с мощными каменными фортами и другими защитными сооружениями, с дальнобойной артиллерией и боевыми кораблями Балтийского флота… А Колпино – город-труженик, где к подходу немецких захватчиков почти не было регулярных армейских частей, так что первый отпор врагу дали плохо вооруженные, но преисполненные отваги ополченцы. Каким-то удивительным образом даже дорога в Кронштадт все время напоминает про Колпино. Едешь мимо Южной ТЭЦ – и видишь ажурную конструкцию крепления дымовой трубы, нашу малую Эйфелеву башню, созданную ижорцами. Взлетаешь на вантовый мост – и невольно думаешь про то, что его пилоны сделаны в Колпине. Кстати сказать, именно они сейчас – самые высокие сооружения Петербурга. Едешь по дамбе – и знаешь, что механизмы ее водопропускных сооружений создавались на Ижорском. Ну, а приезжаешь в Кронштадт – тут тебе и надпись «ГАСКОЙНЪ», явственно читаемая на лафетах пушек сквозь наслоения ржавчины и краски, и ижорские якоря на Якорной площади, обрамляющие памятник адмиралу Степану Макарову. Главное культовое здание города и его архитектурную доминанту, Морской Никольский собор (свт. Николай – покровитель моряков) я видел дважды. Мрачным, запущенным, с куполами в облупившейся зеленой краске – лет пятнадцать назад. Тогда он произвел впечатление тяжеловесного. И сияющим, бело-голубым, с золотыми куполами, почти невесомым – нынче. Он уже освящен после реставрации, но работы еще идут. На бюджетные, т.е. на наши с вами деньги, естественно. Но не будем возражать: это лучше, чем уводить миллиарды за рубеж… Реставрируется и еще один прекрасный кронштадтский храм – Владимирский. В нижнем приделе богослужения уже идут. Едва ли не единственная претензия к экскурсии – нам было оставлено мало времени для самостоятельных прогулок по городу. А ведь это (по крайней мере, для меня) самое интересное в незнакомом городе. Хоть с путеводителем в руках, хоть наобум, повинуясь инстинкту… Город-то крохотный (42 тыс. жителей, на 100 тыс. меньше, чем в Колпине), можно было оставить экскурсионный автобус в удобном месте, а не сидеть в его духоте, пока он с большим трудом, то и дело натыкаясь на «кирпичи», ворочается в узких улочках. Получасовая прогулка по приморскому парку – это безумно мало. Только и удалось, что сфотографировать памятник великому Петру да бросить монетку с пирса. Да полюбоваться величаво плывущими контейнеровозами, которым «таможня дает добро». И подумать о том, что из этой гавани почти двести лет назад отплывали шлюпы «Восток» и «Мирный», которым суждено было открыть Антарктиду. В честь открытия нового континента прозвучал орудийный салют. Между прочим, из пушек, отлитых на Адмиралтейских Ижорских заводах. Михаил МАТРЕНИН 

Печать

Коментарии к статье: Из города К в город К
Имя*
(max. 18 символов):
E-mail:
Текст сообщения*
(max. 450 символов, осталось :
 
Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением авторов публикаций. Ответственность
за достоверность рекламы несут рекламодатели. При использовании материалов и сведений,
опубликованных на этом сайте, гиперссылка на источник обязательна.
Свидетельство ПИ №2-7118 от 5 марта 2004 года.
Учредитель-издатель: ООО "Редакция газеты"


Создание сайта